Пугаете ли Вы своих детей?

Проблема страха детей не является новой. Я тоже неоднократно рассматривала причины появления страхов и методы борьбы с ними. Бытует мнение — если страх является одной из форм эмоционального состояния и имеет защитный характер, тогда, зачем бороться с ним. Многие родители уверены, что с возрастом детей страх исчезает. Это очередной миф.

Все страхи можно подразделить на две группы.

Первую составляют страхи, приобретенные в ходе угрожающего воздействия, травмирующего опыта. Например, причиненная ребенку боль в больнице является причиной страха врача; ребенок проснулся один в комнате (мама ушла в магазин, или находится в другой комнате и не сразу ответила на зов малыша) -страх одиночества; на ребенка бросилась собака или кошка -страх животных и т.п.

Вторую группу составляют внушаемые страхи. Источником их являются сами взрослые. Парадоксально, но именно родители больше всего формируют внушаемые страхи у своих детей. Вместо объяснения причинно-следственной связи между поступком ребенка и последствиями, ребенок слышит только пугающие запреты: «Плохо будешь себя вести — отдам чужой дети», «Не открывай дверь — там плохой дядя» и т.д.

Очередной раз, возвращаясь, домой поездом, я оказалась свидетелем следующей драмы. Две молодые женщины, одна ехала с ребенком 2-3 лет, стали моими соседями по купе. Женщин я видела редко: они то, курили в тамбуре, то разговаривали в коридоре, то ходили в вагон-ресторан. Мальчик оставался один.

От безделья ребенок прыгал на полке, стягивал салфетку со стола. Понятно такое поведение — ребенку скучно, он не занят. Из купе я выйти не могла. Да, меня никто не просил смотреть за ребенком. Но как любого нормального взрослого человека возникал вопрос: « Что будет с ребенком? Как занять мальчика?». Достала ручку и предложила рисовать. Воспитание малыша начиналось при очередном приходе мамы и заключалось в угрозе «Будешь плохо себя вести, остановлю поезд и высажу тебя в темном лесу».

Прошло 2-2.5 часа. Стемнело. Поезд остановился на станции. Ребенок в окно увидел темный дремучий лес и приказ мамы одеваться для прогулки перед сном. Вагон наполнился мощным ревом. Мама вытаскивала малыша из купе, а он с вытаращенными глазами упирался и держался на ножку стола. Пришлось вмешаться в сложившуюся ситуацию. Был разговор с мамой. Поезд на станции стоял долго, и я приятно провела время на перроне с новым другом — малышом 2-2,5 лет. Мама ждала нас в купе. Уважаемые родители, вспомните, а вы пугаете своих малышей?

В психологии различают обычный и патологический страх.

Обычный страх кратковременный, исчезает с возрастом, не затрагивает глубоких личностных изменений и не влияет на характер, поведение ребенка и его взаимоотношения с окружающими людьми.

Патологический страх — это драматические формы выражения (ужас, потрясение, плач, бегство, эмоциональный шок и т.п.), ведущие к нарушению контроля поведения со стороны сознания. Дети стараюсь всеми путями избегать места, ситуации, разговоров на темы, напоминающими им состояние страха. Появляется тревожность, беспокойство. Ребенок не находит нужных слов для ответа, нечетно и непонятно начинает разговаривать, заикаться или замолкает. Происходят изменения и на физиологическом уровне: учащается сердцебиение, изменяется ритм дыхания. Ребенок не может расслабить мышцы. Появляются головные боли и спазмы в разных участках тела. После таких потрясений ребенку очень трудно уснуть. Как правило, сон беспокойный, часто бывают сноговорения, шумное дыхание. Многие детки видят кошмарные сны. Ослабляется иммунная система. Открываются ворота для инфекции

Наличие устойчивых страхов ведет к тому, что дети не могут справляться со своими чувствами, контролировать их. Искажается развитие эмоционально-волевой сферы, мышления, отношение к окружающему. Таким образом, мы видим, что наличие устойчивых, патологических страхов ведет к потере физического и психического здоровья малыша. Появляются многие психосоматические болезни, лечение которых требует не столько лекарственных препаратов, а психокоррекции страхов.