Роль дидактической игры в формировании и развитии личности ребёнка 4-5 лет

Игра — основной вид деятельности ребёнка в дошкольном возрасте. В игре ребёнок познаёт мир, людей. В современной педагогике для обучения детей через игру созданы дидактические игры. Их особенность заключается в обучении через игру. На основе дидактических игр, дети получают новые знания, учатся общению со сверстниками и взрослыми. Опираясь на непроизвольное внимание детей, взрослые должны вызвать их интерес к окружающим предметам, формировать их навыки и умения, активизировать познавательную деятельность ребёнка.

Дидактические игры должны развивать любознательность, самостоятельно решать умственные задачи, способствовать созданию стойких игровых коллективов, объединённых общими интересами, взаимными симпатиями, товарищескими взаимоотношениями. Желательно проводить развивающие дидактические игры коллективно, что будет способствовать более эффективности развитию интеллекта ребёнка, воспитывая коллективный дух.

Дидактические игры делятся на три звена: словесные игры, игры с предметами, настольные игры.

Словесные игры основаны на словах и действиях играющих, где дети расширяют свои знания и представления о предметах. Словесные игры учат ребёнка описывать предметы, выделять характерные признаки, группировать предметы по различным свойствам, находить признаки сходства и различия предметов.

Настольные игры могут быть представлены в виде лото, домино. Настольные игры и головоломкипозволяют ребёнку в процессе игры решать различные развивающие задачи.

В играх с предметами ребёнок может использовать игрушки. Эти игры имеют важнейшее значение в развитии ребёнка, с помощью них он узнаёт о признаках предметов: форма, величина, цвет, свойства предмета. Значимость и ценность дидактических игр в том, что они объединяют участников и «болельщиков», наблюдающих за игрой.

Важной составляющей дидактической игры, являются правила, которые организовывают действия и поведение ребёнка. Правила предлагают детям определённые нормы действия (умственного и физического), определяют, что нужно делать, говорить и чего нельзя. Для соблюдения правил, ребёнок должен научиться преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся в связи с неудачным результатом. Определяя правила игры, не нужно ставить жёстких и невыполнимых для ребёнка условий. Он должен получать положительные эмоции от выполнения задания.