Значение игры

Одной из центральных проблем педагогики и психологии является проблема разностороннего, гармоничного развития личности ребенка.

К сожалению, от внимания как родителей, так и исследователей зачастую ускользает важный аспект данной проблемы — вопрос эмоционального развития ребенка.

Основные усилия сосредотачиваются на когнитивном (интеллектуальном) развитии малыша: чтобы раньше всех начал читать, чтобы говорил на иностранных языках, чтобы быстро собирал головоломки и читал наизусть Евгения Онегина… — при этом развитие эмоциональной сферы малыша недооценивается. Именно эмоциональность в первые годы жизни является ядром практически всех умений и способностей, которые развивает ребенок. Так, первое исследовательское поведение – не что иное, как эмоциональный ответ на незнакомый объект или ситуацию; первое правило усваивается вместе с экспрессивной реакцией мамы…

У детей дошкольного возраста развитие эмоциональной жизни происходит главным образом в условиях свободной (спонтанной) либо организованной игровой деятельности. Среди психологов и педагогов общепризнано, что игра — ключевой фактор в развитии ребенка.

Развитие мышления

В ходе игры у ребенка активно развиваются основные формы мышления, в основном – наглядно-действенное и наглядно-образное. Происходит это благодаря манипулированию с объектами, в ходе которого ребенок на опыте получает информацию об их сенсорных качествах (мягкое/твердое, гладкое/шершавое, яркое/тусклое), физических свойствах (тяжелое, ломается, плавает, помещается/не влезает), предметном назначении (для чего это? Что это такое?) и скрытых характеристиках (из горшка получается отличная шляпа! В мамином туфле можно сделать колыбельку для пупса!). Полученную информацию маленький исследователь со временем сортирует, учась обобщать, категоризировать и исключать.

Развитие речи

Игра является неоценимым и незаменимым условием для развития речевой деятельности. В связи с развитием мышления, развивается обобщающая функция речи, растет словарный запас юного исследователя. Развивается также коммуникативная функция речи, так как речь во время игры используется для общения:
— со сверстниками – с такими же детьми, которых надо попытаться понять и которым надо объяснить, иначе никакой игры не получится!
— общение в воображаемой коммуникативной ситуации – с воображаемым партнером, с игрушкой, для проигрывания диалога между игрушками.

Развитие воображения

Конечно же, в процессе игры, получает мощный толчок развитие воображения. А как же иначе, ведь создается целый воображаемый мир, с произвольным количеством деталей, с чудесными героями, подчиненный своим законам! Именно поэтому чрезвычайно важно, чтобы ребенок играл с игрушками, предполагающими некоторую степень неопределенности: обычные куклы, машинки, животные, разнообразный природный материал, — а не только в те игры и игрушки, которые задают жесткие рамки действий (компьютерные игры).

Развитие исследовательских навыков

В игре у ребенка совершенствуются исследовательские навыки, и не просто навыки, — ребенок формируется как независимый самостоятельный исследователь. Он учится ставить себе задачу, искать средства ее решения, преодолевать препятствия (удерживая при этом образ цели!), и в итоге добиваться результата. Казалось бы, пустяковая ситуация – кукольное чаепитие. Но ведь для этого надо поставить кукольный стол и расставить вокруг него стулья, осознать, сколько надо посуды и приборов, чтобы всем куклам хватило, найти всё, что нужно, там, где это хранится, да чтобы еще был подходящий размер, все правильно расставить и всех правильно рассадить! А построить гараж для самой главной машины? А снарядить экспедицию игрушек в Африку?..

Личностное развитие

Во время игры со сверстниками, особенно ролевой игры, происходит становление важнейших личностных качеств ребенка, важнейшее из которых – эмпатия. Эмпатия — это способность сопереживать, сочувствовать, ставить себя на место другого; это умение понять, что потребности другого так же важны, как и твои собственные, это умение «плакать не только тогда, когда расшибают коленку, но и когда коленка болит у кого-то другого»[i]. Нужно ли говорить, что человеку, который не обрел этого умения, во взрослой жизни трудно будет достичь взаимопонимания с окружающими и гармонии в отношениях с близкими?

Развитие волевой регуляции

Во время игры (особенно совместной!) развивается волевая регуляция поведения, действия, коммуникации и социальной перцепции (восприятия окружающих). Ребенок учится действовать по правилам (а иначе играть не возьмут!). Ребенок учится ждать своей очереди, терпеть, сдерживаться. Учится останавливаться в нужный момент, а не нестись по инерции. Учится быть ведущим – быть носителем правил, контролировать не только свое поведение, но и поведение других.

Нравственное развитие

В игре осваиваются нравственные нормы и формируются моральные качества ребенка. Во время игры происходит взаимодействие ребенка с окружающим миром, с миром социальных отношений, в результате чего он усваивает социальные нормы и правила, формирует эмоциональное отношение к ним (быть честным трудно порой, но надо; врать нехорошо: соврать иногда хочется, но потом бывает стыдно, и на тебя обижаются). Кроме того, воспроизводя определенную роль в процессе ролевой игры, малыш начинает чувствовать себя членом социума, усваивает некоторую модель поведения; например, формируется более полное осознание принадлежности к своему полу.

Учить ребенка играть

В последние годы проблема эмоционального развития детей стоит чрезвычайно остро, в связи с учащением случаев эмоциональных расстройств, трудностей социальной адаптации и нарушения поведения у детей. На приемы к психологам попадают дети с нормативным и высоким интеллектуальным развитием, но при этом личностно незрелые и испытывающие трудности адаптации к детскому коллективу и к требованиям взрослых. И эти дети, как правило, не умеют играть!
Между тем, игра является полезным инструментом не только стимуляции развития, но и коррекции, а также предотвращения многих трудностей.

Игра предоставляет безграничные возможности для разработки как развивающих, так и коррекционных программ. Правильное построение совместной со взрослыми (родителями, педагогами детского садика), либо самостоятельной детской игры, продуманное решение вопроса о подборе игровых средств, партнеров по игре, о характере организации коллективной или индивидуальной игры для детей может в существенной мере способствовать их успешной социальной адаптации и гармоничному психическому развитию.

Источники:
1) Глозман Ж.М. (ред.) Игровые методы коррекции трудностей обучения в школе. М., 2006
2) Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1995.
3) Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Т.1. М., 2000.
4) Эльконин Д.Б. Психология игры.

Автор статьи Казакова Т.Ю.